Козьими тропами на квадроциклах

Козьими тропами на квадроциклах
Козьими тропами на квадроциклах
Козьими тропами на квадроциклах
Козьими тропами на квадроциклах
Козьими тропами на квадроциклах
Козьими тропами на квадроциклах
Козьими тропами на квадроциклах
Козьими тропами на квадроциклах
Козьими тропами на квадроциклах
Козьими тропами на квадроциклах
Козьими тропами на квадроциклах
Козьими тропами на квадроциклах
Козьими тропами на квадроциклах

Поездка на Горный Алтай планировалась ещё в прошлом году – ориентировочно на июнь месяц. Понимая, что подобное путешествие может заинтересовать ещё кого-то, забросил на форум сайта «www.snowmobile.ru», где «тусуются» снегоходчики, тему путешествия на квадроциклах. Поинтересовался, как это следует организовать, есть ли желающие – словом, прощупал почву. Летом, правда, не получилось отправиться, но желание, тем не менее, осталось, поэтому в феврале нынешнего года разместил на этом же сайте объявление, что набирается группа для осуществления задуманного путешествия по Горному Алтаю. С этого момента, собственно, и началась подготовка, которая заняла по времени два месяца. В первую очередь тщательно изучили маршрут по карте, который вполне мог быть назван кольцевым. На машинах вся группа должна была прибыть в Чемал, оттуда по старому Чуйскому тракту предстояло дойти и преодолеть перевал Чеке-Таман, после чего через Акташ-Улаган выйти к перевалу Катуярык и затем уже добраться до Телецкого озера. Там нас должна была ждать баржа, на ней по нашему замыслу, мы переправлялись в Артыбаш, после чего козьими тропами доехать до Чемала. Путь предстоял не из легких, но уж очень заманчивым и интересным, как нам думалось.

Но, как это порой бывает, непредвиденные обстоятельства помешали осуществить этот план в силу того, что навигация на Телецком озере к этому времени ещё не открылась. Пришлось, что называется, изменить диспозицию и, доехав до Семинского перевала, остановиться на маршруте – на учебно-тренировочной базе Госкомспорта России. И уже с нее в течение четырех дней совершали радиальные вылазки. Объездили всю долину, что распласталась у Семинского перевала, доехали до Чеке-Тамана по старой дороге, спустились после этого в горную долину, которую тоже всю изъездили. Ещё один маршрут был с Семинского перевала до Каракола и, добравшись до Катуни, проехали вниз по течению, после чего по еле заметной тропе ушли в Шебалино. Половина пути составляло полное бездорожье. Квадроциклы в основном были двухместные: кроме BRP, Polaris, Yamaha и Arctic Cat.

Маршрут от Чемала по старому Чуйскому трактату с выходом на новый Чуйский тракт, затем до Акташа и козьими тропами до Телецкого озера в южной его части невдалеке от Балыкчи через Чулышманское нагорье с переправой через озеро к Артыбашу, что мы планировали, обязательно пройдем в конце августа – начале сентября, но уже в меньшем составе – не более четырех экипажей. А может быть даже не будем переплавляться, а своим ходом по берегу озера пройдем. Такой маршрут заинтересовал Виктора Пантыкина – он заслуженный мастер спорта по туризму. Места здесь удивительно прекрасные, нехоженые и всякий раз, взбираясь на перевал или спускаясь в долину, не перестаешь удивляться тому, сколько таинств хранит в себе природа. Без квадроциклов многое из увиденного нами так бы и осталось загадкой – дескать, а что там за нагромождением камней или полоской леса, поскольку пешком, если и дойдешь, то понадобится не один день, а на машине не проедешь. Маленькие, неприхотливые и выносливые машинки позволяли взбираться на такие кручи, что даже передние колеса отрывались от земли.

Благодаря им забирались в такие места, которые любой другой турист может только в бинокль рассмотреть, а местным жителям там и делать нечего. Фотографии, понятно, дают лишь частичное представление о том, что сленг «созданы для бездорожья» - отнюдь не рекламный ход, а соответствует действительности: подъем в 450 и такие же спуски, ручьи с каменистым дном, снег и грязь все нипочем для квадроцикла. В долинах на них носились со скоростью до 100 км в час, по склонам с таким углом наклона ездили, что того и гляди перевернешься, и ни одной серьезной поломки, которая лишила бы какой-то экипаж возможности продолжать эти экстремальные поездки. Не меньше, чем природный ландшафт, удивляли и погодные условия: в горных долинах 150 со знаком «плюс», а взберешься на перевал – там снег лежит и морозец градусов десять. Бывало и такое: внизу попадали под сильный дождь, от которого никакие накидки не спасали - промокали, что называется до трусов, а поднимешься в горы и мокрая одежда на тебе дубеет так, что колом стоит, а перчатки примерзают к рукам.

Уставали, конечно, все изрядно, но, однако же, никто из нашей компании не сетовал на трудности. До этой поездки мы не встречались и друг друга не знали, двое вообще приобрели квадроциклы накануне отъезда в Горный Алтай, поэтому планировали умеренный такой экстрим, чтобы зря не рисковать. У меня пробег составлял две с половиной тысячи километров, у кого и того больше – словом, были как новички, так и опытные. Если подъем казался сложным и непредсказуемым, а где-то даже и опасным, поднимались только опытные, а остальные оставались в долине. Среди нас были и семейные пары, так вот жена одного из участников этого путешествия мужественно совершила поездки по всем маршрутам, куда бы мы не взбирались. За те дни, что были на Горном Алтае, только на одном квадроцикле сгорел вентилятор охлаждения, а на другом постоянно гнулась тяга из-за того, что нарушилась геометрия, но её выправляли и все обошлось, да один раз прокололи колесо – вот и все неприятности, связанные с техникой. Серьезными их и не назовешь.

В чем вся прелесть таких поездок? Представьте себе: в бинокль удалось рассмотреть что-то интересное на каком-нибудь перевале - как туда добраться, когда к нему ведет только конная тропа, а ее раз десять пересекает река глубиной 0,5 – 1 метр с очень быстрым течением? На квадроцикле час-другой, и мы на месте. Пожалуйста, любуйся окрестностями, сколько душа пожелает. Не стоит при этом забывать, что специально к таким условиям квадроциклы не готовились, разве что как дополнительную опцию использовали защиту двигателя, которая после преодоления препятствий из камней сильно пострадала: многочисленные вмятины красноречиво говорили о том, что ей досталось сполна.

В следующую поездку маршрут хоть и будет более сложный, но в какой-то степени предсказуемый в плане того, что теперь есть уверенность в надежности квадроциклов и их высокой проходимости. Мы даже на самую высокую точку на Семинском перевале поднимались – на ней находится ретрансляционная вышка МТС. Взбираешься на высоту 2000м, уши закладывает, а двигатели работают без сбоев и это на «бадяжном 92-ом» бензине. В день совершали пробег порядка 150-200км. Первый же спуск встретил нас снежным покровом глубиной 40-50см: кто-то с разгона его преодолел, другие «в натяг» - дашь газу и сразу завязнешь. Лыжники, которые нам встречались, наверно недоумевали, что мы там делаем.

Поражали своим великолепием могучие кедры: в диаметре – это особенно хорошо было видно, когда рядом с поваленным деревом поставили квадроцикл, срез почти равен по высоте. Когда ехали вдоль Катуни, видели сплавщиков. А на озере у Семинского перевала видели уток, которые по размерам с нашего небольшого гуся. Местные здесь практически не охотятся, в основном только рыбачат. В долинах часто встречаются отары – одного барана мы даже купили, из него шурпу приготовили и пожарили. Мясо оказалось мягким и сочным – на свежем воздухе ели с удовольствием.

Очень часто доводилось пересекать частные пастбища, которые обнесены изгородью и на них пасутся стада маралов. Красивые животные и не боятся людей. Их разводят в основном для того, чтобы заготавливать пантовые рога. Охотнику при наличии лицензии добыть достойный трофей особого труда не составит, даже оптический прицел не понадобится. Мы же только сфотографировались.

На одном из маршрутов, взбирались по крутому уклону, то и дело свешиваясь набок, чтобы не опрокинулся «квадрик» - на полпути обнаружили перевернутый грузовик. Оказывается, он не смог подняться по этой выбитой дороге и заглох. Водителю ничего не оставалось, как попробовать упереться задней частью кузова в склон, чтобы вниз не скатиться, но едва руль повернул, как машину опрокинуло набок. Нас подобная участь миновала, хотя каждый испытывал невероятные нагрузки: бывало даже на привалах некоторые засыпали прямо на квадроцикле, подложив под голову шлем. У меня руки до сих пор в мозолях. Особо коварными были глиняные тропы: приходилось второму члену экипажа, ухватившись за дугу, свисать чуть ли не до земли, чтобы не пойти кубарем.

Намеревались подняться на Сарлык – «Священную гору», вершина которой все время в снегу, но, взвесив все «за» и «против», воздержались от этого – думаю, что правильно поступили. Ограничились тем, что полюбовались её красотой, взобравшись на один из перевалов.

Никогда раньше не доводилось видеть голубой лед – здесь посчастливилось рассмотреть вблизи огромные его глыбы. Вообще местность здесь – это сплошные горы и земляные хребты или валы: одни покрыты лесом, другие усыпаны камнями, но деревья каким-то образом умудряются и там расти. Удивительная картина предстает перед глазами, когда спускаешься в горную долину: с одной и другой стороны тянутся горные хребты, причем параллельно друг другу, потом они вдруг сходятся и только тогда начинаешь понимать, что это – тупик. И только в эту минуту осознаешь: как хорошо, что под тобой квадроцикл и по расщелине ты сможешь подняться вверх и перевалить через хребет.

Незабываемые впечатления от увиденного увозили мы с собой, когда пришло время возвращаться домой. Разве можно забыть, как по подвесному мосту колонной из двенадцати квадроциклов переправлялись через реку Катунь и, поднявшись на горное плато, устроили там пикник. Или, как по пути на Горный Алтай, встретились на 172-ом километре Барнаульской трассы с красноярцами, которые отправились с нами в это путешествие, а в населенном пункте Сростки – на родине Шукшина, останавливались, чтобы отдохнуть и подкрепиться перед «последним броском». Как в последний день пребывания на Горном Алтае парились в баньке на Семинском перевале – обычной, неказистой, но это нисколько не помешало всем нам получить истинное наслаждение. Даже заброшенный вагончик с вывеской «Автозапчасти», который мы обнаружили на одном из маршрутов, и тот остался в памяти.

В общем, было здорово!!!

P.S. С фотоотчетами можно ознакомиться на форуме сайта www.snowmobile.ru .

Сергей ГРИДУСОВ
фото автора